M.N.A.C. (m_skazitelnitsa) wrote,
M.N.A.C.
m_skazitelnitsa

Categories:

Писательские пророчества. «316, пункт „В“» - самое необычное произведение Эдуарда Лимонова.


«316, пункт „В“», 1997 (М., «Вагриус», 1998; М., Амфора, 2003; СПб., Питер, 2019)

К созданию этой записи я приступила почти сразу после известия о внезапном и неожиданном уходе Эдуарда Лимонова из жизни, однако, затем отложила её в достаточно долгий ящик , но сегодня надеюсь доработать и завершить начатое.

Выбор мой пал на это произведение потому , что мне показалось интересным совпадение поначалу одной из содержащихся в нём авторских фантазий (то ли предвидений) с не лишёнными оснований догадками нашего пытливого народа о причинах и предназначении ворвавшейся в нашу жизнь, примерно с той же внезапностью, с которой покинул нас Лимонов, коронавирусной пандемии. Однако, сама по себе пандемия с медицинской точки зрения и с точки зрения мер защиты от вызвавшего её вируса , перетягивала на том начальном её этапе, который совпал и со смертью Лимонова, всё одеяло нашего внимания на себя. Потому, как уже упомянула выше, рассмотрение сего произведения я временно отложила , а вот сегодня решила вернуться к нему опять, поскольку совпадений в этом романе с событиями и тенденциями (пока ещё больше тенденциями) недавно завершившегося 2020-го года , которые перекинулись и на год 2021, я уже вижу как минимум два, не считая тех, что по мелочам.То есть , в прошедшем году одно за другим стало становиться актуальным то , что Лимонов, возможно, предвидел в отношении дня сегодняшнего и нашего самого ближайшего будущего.

Конечно, речь не идёт о полных совпадениях многих моментов, описанных в «316, пункт „В“», также кто-то может сказать, что, чтобы спрогнозировать сегодняшние явления и тенденции достаточно аналитических способностей и знания политэкономии , тем не менее, мне показалось это всё достаточно интересным и я решила поделиться своими наблюдениями с другими…


Произведение «316, пункт „В“» - едва ли не самое нетипичное в творчестве Лимонова , хотя, если получше копнуть, то таковых , несколько выбивающихся из их основного ряда, можно насчитать в его литературном наследии до десятка, если не больше.. Здесь следует пояснить, что нетипичным для этого писателя являются произведения с тщательно выстроенным и закрученным сюжетом, то есть, заставляющие читателя переживать а что же там будет дальше и какая участь постигнет, в конечном счёте, их героев, а также где главным героем выступает не сам писатель или его алтер-эго, то есть подпадающие под определение фикшн в полном смысле этого слова.

Факт, что большинство произведений Лимонова представляют собой его жизнеописания или, если повествование не ведётся в них от первого лица, то за их главными героями легко просматривается его альтер-эго - это самая главная претензия к Лимонову со стороны некоторых знатоков и ценителей литературных щей, мол, всё, что писал Эдичка не есть художественная литература, а что-то наподобие дневниковых записок. Так да не так: к подобному выводу приходили , скорее всего, те, кто был не так глубоко знаком с его творчеством , да и разве же дневниковый жанр недостаточно художественен , когда через него проходят неординарно оформленные и мало похожие на чьи-то другие мысли и рассуждения пишущего, его интерпретация многих интересных и волнующих общество событий и явлений , его собственные приключения , ну а уж жизнь такой уникальной личности как Лимонов, начиная с его подростково-савенковского периода  была просто ими преисполнена, ну а когда их начинало не хватать, то он срочно куда-нибудь за ними ехал - то на войну в Югославию, то , чтобы делать государственный переворот в Казахстане, а также много ещё чем умел он и себя и других поразвлечь...

Также никакой жанр нисколько не отменяет использования в нём художественно-выразительных средств и приёмов (они уместны и в публицистике и любой даже небольшой журналисткой статье)  ,чтобы сделать каждое конкретное сочинение непохожим на другие как в пределах творчества того или иного литератора, так и в масштаба литературы всей. По сути, если отказаться признавать дневниковый жанр , а также эссеистику или там литературу потока сознания в качестве словесно-художественного творчества , то надо скидывать с литературного пьедестала и Монтеня , и Руссо, и  Пруста , либо перестать считать художественной литературой какую-то довольно значительную часть их творений , а также некоторую долю произведений других писателей, которые обращались или продолжают обращаться, если говорить о наших современниках, к подобным жанрам время от времени...

Однако, Лимонов реализовывал свой писательский дар далеко не только в произведениях подобного рода, но, даже если бы его творческое наследие ограничивалось лишь художественными произведениями написанными от первого лица и философско-публицистическими эссе, это , всё равно, привело бы его на Олимп если не мировой , то отечественной литературы несомненно , хотя,  здесь мы имеем дело с тем случаем, когда проживая во Франции, российский  писатель был востребован и во Франции , что удавалось даже мало кому из диссидентов послереволюционной волны иммиграции : его рассказ "Спина мадам Шатэн"  был принят , в своё время, французскими читателями и критиками на ура, как и целый ещё ряд его произведений художественного и публицистического жанра...

Но, чтобы не перегружать эту запись рассуждениями о творчестве Лимонова общего плана, перейду уже к характеристике его романа «316, пункт „В“», что обещается в заголовке к ней. Произведение это, действительно, выбивается их ряда других его литературных сочинений , поскольку здесь Эдичка выступил , причём весьма в успешно, в несвойственном ему жанре антиутопии и в нём он порадовал нас (скорее, огорчил) некоторыми предвидениями нашего самого ближайшего будущего, а многое из того, что происходит в этом романе, начинает проявлять себя уже и в настоящем... Правда, речь в этом произведении, впервые изданном в 1998 году (начал работать над ним в 1982-м, закончил в 1997-м...), идёт о 2015-м годе, что для нас уже является прошлым , однако, сбываться многие содержащиеся в нём предсказания начинают, как раз-таки, сегодня. Также мне, как человеку, придающему значение всяческим знакам и символам, показалась весьма интересной одна допущенная в этом романе описка, когда одна из его второстепенных героинь говорит, что её муж погиб 18 лет назад, имея в виду вымышленные автором трагические события 2007-года, речь о которых пойдёт ниже. Если прибавить к 2007 восемнадцать, это будет 2025 год, а именно в ближайшие несколько лет должны произойти изменения, после которых мир может стать практически неузнаваем..


Безусловно, всё о чём идёт речь в «316, пункт „В“» - это писательские фантазии, однако , фантастические произведения мировой литературы просто-таки изобилуют то ли случайно подсмотренными их авторами сценками и даже целыми пластами будущего, во время их невольных путешествий во времени, что многим кажется невероятным, то ли это в головах у них находились своего рода процессоры, которые на основе  пристальных наблюдений их носителей над настоящим, в котором они творили, были настолько совершенны, чтобы достаточно точно спрогнозировать будущие события... На мой взгляд, имеет место и то другое и , если о таких писателях как Жюль Верн или Герберт Уэллс  можно сказать , что они в буквальном смысле путешествовали в будущее, ну скажем, попав однажды, то ли даже не однажды в некие аномальные зоны, в которых имело место пересечение временные параллелей (что-то наподобие несколько обвисших и потому соприкасающихся друг с другом струн арфы), то ли наложение друг на друга временных пластов, то творчеству таких писателей как Лимонов, более присущи, скорее всего предвидения, построенные на его врождённой способности к всестороннему и часто непреднамеренному анализу любой информации и любых наблюдений, хотя, его отличала и очень развитая интуиция, ну а интуиция - это тоже нечто из разряда такого, чему учёные не могут дать достаточного объяснения... Также мы нередко приписываем разного рода предвидения как более общих, так и некоторых частных моментов будущего, неким вспышкам сознания
(озарениям), которым тоже нет внятного объяснения с научной точки зрения...


Так , забегая немного вперёд, в «316, пункт „В“» есть, например, сцена, когда легковой автомобиль врезается во время парада в толпу и давит своими колёсами много людей - в 90-х, когда писалось это произведение, ничего подобного не происходило, а вот последние годы отметились аж несколькими такого рода "перформансами"... Правда, данная сцена не является в этом произведении терактом, а представляет собой нечто другое, но, тем не менее... Это просто одно из частных совпадений , наблюдающихся в данном романе с некоторыми типичными и тоже частными явлениями дня сегодняшнего , но, говоря о предвидениях в нём, я имею в виду предвидения более общего плана, хотя, подобные частности , конечно, тоже удивляют...


Не буду подробно останавливаться на том , что происходит в этом произведении, поскольку его можно отнести к остросюжетным , интригующих и удерживающих читателя в напряжение от начала до конца — самого различного свойства сюрпризы, преподносимые судьбой его главному герою по имени Ипполит Лукьянов (в прошлом писатель, автор полицейских романов), действительно , невозможно хотя бы отчасти предугадать… Кратко познакомлю только с его основной фабулой , которая заключается в том, что Ипполиту постоянно приходится спасаться от в буквальном смысле физического уничтожения, так как ему только что исполнилось 65 лет (этим возрастом в Америке будущего ограничивается жизненный срок её граждан) , что, по понятиям Лимонова конца 90-х, причисляло его к глубоким старикам , хотя, странновато несколько, ведь , и самому Эдичке тогда было уже под 60 и выглядел он в то время ещё молодцом..



Очевидно состарить 65-летних до такой степени, что служаки Департмента Демографии мгновенно определяли, что это именно их клиены и устраивали на этих людей облаву (на глазах у всех) , учуяв своим профессиональным нюхом (кстати, они проходят в этом произведении как "бульдоги"), что те находятся в бегах, заставило автора то обстоятельства , что 65 — это принятое в мире начало пенсионного возраста. Изменившееся американское общество, частью которого является Ипполит Лукьянов, уже не считает даже нужным скрывать, что содержать стариков ему нет никакого смысла… Ну, безусловно, речь не идёт обо всём обществе, однако , спускаемое сверху насилие становится в Нью-Йорке 2015 года , по замыслу, то ли предвидению Лимонова , привычным для всех явлением, не вызывающем уже ни в ком даже особых эмоций и в одном из своих внутренних монологов Ипполит Лукьянов выдает саркастическую догадку, уж не закладывается ли определённое количество отстрелов людей во время задержаний даже безоружных и не оказывающих никакого сопротивления преступных и прочих групп, в полицейские планы заранее....

Кстати, самому секретарю, по сути, министру Департмента Демографии Джеккинсу (второй по значимости персонаж данного произведения) , аж 73 года и в романе он проходит как глубокий старец, что не относит его, тем не менее, к категории граждан, подлежащих уничтожению в виду введённого его же департментом возрастного ценза- на высоких государственных позициях в Америке находится немало весьма пожилых людей, но они считаются полезными для общества и общие законы к ним не относятся - совсем как в "Скотном дворе" Оруэлла "Все животные равны, но некоторые равнее других" - в политическом смысле мы, впрочем, наблюдаем подобное уже и в сегодняшней Америке и в этом выражается ещё одно предвидение Лимонова...

Пенсионеры и всё что вокруг них - это первая параллель с 2020 годом , которая сразу же бросается в глаза при соприкосновении с этим замечательным произведением , ведь на начальном этапе пандемии бытовало предположения , что зараза эта искусственно наслана на народонаселение нашей планеты , чтобы убирать в первую очередь стариков . Впрочем, на какое-то время впечатление это улеглось, так как от коронавируса стали умирать и молодые, но сегодня , когда на нас экспериментируют уже с вакцинами, Министерства здравоохранения стран, где вакцина Pfizer привела к серии смертей , опять, как и в начале пандемии , утешили всех остальных, что отправила она в другой мир опять же исключительно стариков… Также , на одном из сайтов , где можно почитать этот роман, сказано, что в России  он по новой привлёк к себе внимание в связи с недавней пенсионной реформой… Также следует отметить, что само название этого произведения проистекает из того, что под номером 316, пунктом „В“ в нём проходит демографический закон , предписывающий изымать их общества, то бишь, умерщвлять всех, кому исполнилось 65 лет.

Ну а второе своего рода предвидение (из самых основных, не считая тех, что по мелочам) касается политического строя и системы слежения и контроля, присущих описываемому в романе будущему, которое осталось у нас уже позади , но предсказания эти, похоже, начинают становиться достаточно актуальными только сегодня — здесь Лимонов чуть-чуть ошибся с датами, однако, даже ясновидящие редко когда называют точные сроки событий, которые они способны обозреть…

Процитирую, пока без комментарием или почти без оных некоторые авторские описания обстановки, в которой происходят перипетии данного романа ….. Здесь должна ещё заметить, что все события в нём проистекают через 8 лет после ну не то чтобы тотальной ядерной войны , но некоторого термоядерного инцидента, уничтожившего 56 млн жителей планеты и
даже некоторые страны полностью , в частности, Польшу, а также стёршего с лица земли столицы виновных в нём государств - России и США. После инцидента , причинившего этим двум странам и большой материальные урон, отчего даже технический прогресс в них находится не там уровне, на котором мог бы (кроме системы тотального контроля над гражданами, да и она не настолько ещё продвинута), столицей Российского Союза (под таким названием проходит в «316, пункт „В“» сегодняшний РФ) — стал город Советск , в прошлом Омск … Здесь сразу приходит на память , что в последние годы своей жизни Лимонов-публицист и неофициальный политик в одном лице постоянно повторял, что неплохо бы перевести столицу России куда-нибудь в Сибирь — выходит, что эта мысль зародилась у него ещё в 90-е… Ну а столицей США стал Нью-Йорк и в этом городе происходит основное действие данного произведения.

Итак ,некоторые цитаты из текста:

Количество дождей, выпадающих за год над каменным Манхэттеном, увеличилось после 2007 года вдвое. Специалисты, пока такие рапорты не были запрещены, объясняли потопы, вспомнил Лукьянов, нарушением химического баланса атмосферы, наступившим в результате многочисленных термоядерных взрывов. Не говоря уже о десятках миллионов раковых больных, несчастных «c» (точное число больных охраняется как государственная военная тайна), постоянно умирающих в госпиталях страны, даже дожди, говорят, все еще небезопасны.

А это вторая параллель с тенденциями для сегодняшнего ( Россия и США объединились в одной политической идеологии):

В семидесятые годы никто не смог бы поверить, что их сотрудничество возможно. «Коммунист» было тогда в Соединенных Штатах ругательным словом. Теперь Россию почтительно переименовали в «красную демократию». Только угробив пятьдесят шесть миллионов человек, два государства-каннибала поняли, что принципиально их ничто не разделяет, что они подобны друг другу. Возможно, скоро они объявят о создании мирового правительства. Худшие опасения человечества сбудутся…

****
Годы рассеяли и разрушили идеологии, только основные лозунги выжили и украшают теперь фасады государств. Шаблонные определения «демократия» и «коммунистическое общество» остались, но главными оказались система, структура, государство.

****
Навстречу ему, видимый издалека в своих красных одеждах, шел не спеша дэмовский (служак Департмента Демографии) патруль. До Лукьянова донесся их смех. Пять человек, как обычно (говорят, все инструкции, следуя примеру Ленина, писал дэмам сам Дженкинс). И, по инструкции Дженкинса, патруль должен был состоять из пятерых.


Каково?:-) А разве не уклон в сторону социализма и сопутствующего ему тоталитарного подхода к управлению государством наблюдаем мы сегодня в США?

Безусловно, для того, чтобы спрогнозировать подобное , достаточно знания законов
политико-экономических процессов , которые ведут к тому, что капитализм , наступает такое время, начинает загнивать, приобретая признаки дурного социализма, что привело, в своё время, другого нашего соотечественника Виктора Фридмана к написанию исследовательской работы под названием "Социалистические штаты Америки" (2006 год) , а русские иммигранты , приезжая в США и Канаду почти сразу узнают в этих странах свою советскую родину, только более благоустроенную и безопасную для жизни и с каждым последующим годом сходство это всё более нарастает и вот сегодня, вместо высокотехнологического коммунизма (к нему пока нет всех условий и предпосылок - надо было ещё чуть-чуть постоять на капиталистических рельсах, что отлично осознавал запрещённый ныне Трамп), страны эти рискуют стать во всех отношениях копией позднего СССР...

А вот это чудное изображение, преподнесённое опальным Дональдом в качестве варианта ошейника логотипа для одного из цензурных псов нового тоталитарного режима по кличке Твиттер - последний , правда, нарушив общепринятое правило "дарённому коню в зубы не смотрят", без церемоний сей презент забраковал и поспешил от  него избавиться, а чересчур креативного дарителя подверг очередным санкциям :



А вот ещё некоторые реалии, более частного плана уже, описанные в «316, пункт „В“». Здесь следует обратить внимание, что владельцем практически всего и вся, включая даже систему общепита является государство, к чему всё сегодня и идёт:

Сеть ресторанов «Здоровье» опутала Америку в последние десяток лет. Заключив выгодные контракты с главным работодателем страны — Государством, рестораны кормили каждый день все четыре смены «youth workers», санитарных помощников и великое множество другой организованной рабочей силы. Посетители платили «Здоровью» специальными зелеными карточками «Food stamps», которыми их работодатель — Государство выплачивало «youth workers» ежемесячную заработную плату. «Здоровье» обходилось «youth workers» недорого, качество пищи было вполне сносное, и потому зеленые фасады ресторанов «Здоровье» встречались теперь в Нью-Йорке через каждые сто метров.

Правда, в романе этом прослеживается и наличие крупных корпораций (то есть, не всё отдано в руки государству) , которые имеют воздействие на правительство страны, вплоть до то того, кого назначить в ней президентом.... К тому идёт и сегодня : часть предприятий под прикрытием коронавирусной пандемии национализируется государствами, но некоторая их часть, самые жизнестойкие их них , безусловно, останутся в частных руках и , безусловно, будут в немалой степени влиять на политику своих стран..


ПАРАДЫ, ДЕМОНСТРАЦИИ БУДУЩЕГО :

На Парк-авеню происходил Парад. Колонны различных отрядов и бригад «youth workers»(рабочая молодёжь) маршировали по закрытой для движения Парк-авеню в аптаун. Вдоль тротуаров кипела толпа: в основном безработные, для которых участие в демонстрациях и парадах было обязательным, специальные контролеры на месте отмечали их присутствие. Отсутствие на двух парадах в год лишало безработных пособия. Тележки с едой, тележки с незамысловатыми праздничными аксессуарами бойко торговали.

******

День независимости — официальное государственное празднество. Правда, демонстрируют только те жители города, которые не работают в эти часы, а глазеют на них безработные, обязанные глазеть, — это их социальная функция, их работа. Безработные заняты, может быть, больше, чем работающие: один из парадоксов нашего общества. Лукьянов вспомнил короткие несколько лет, когда он сам был безработным, пока Всеамериканский Союз Литераторов не начал выплачивать ему пособие. Сколько у него было обязанностей! Два часа в день он обязан был посещать клуб безработных и слушать лекции по экономике и демографии. По окончании лекций безработных разделяли на группы и отсылали участвовать в различных городских и загородных мероприятиях. Посадка деревьев на берегу Ист-ривер, кропотливая работа по чистке улиц, участие в различных митингах в качестве толпы, о, Лукьянов часто являлся домой через десять и двенадцать часов после выхода из дома.


Об общей цензуре и требованиям к художественным произведениям в Америке будущего:

После войны и вовсе стало сложно быть писателем. Цензуры, как вы знаете, нет, но столько поправок к «Издательскому акту», что жанр полицейского романа умер своей смертью. Если главный герой должен быть бездетным, непьющим, моральным, лояльным и законопослушным, то становится непонятным, почему такой хороший человек занимается такой грязной работой. Все полицейские в известном смысле уроды, Мария, как и преступники… Они друг друга стоят. Одновременно это не исключает вдруг очень человеческих проявлений в них…(одно из откровений Ипполита Лукьянова как бывшего писателя)

******

Трагические происшествия, преступления, стихийные бедствия отрицательно влияют на мораль граждан, и посему им не место на всех тридцати шести каналах нашего народного американского телевидения. Об этом заботится Департмент Развития Информации…


Ну и немного о полицейских методах и засильи полиции и армии в государстве США будущего (помимо полиции , улицы Нью-Йорка  постоянно наводнены и военными), что тоже заставляет задуматься о сходстве некоторых моментов этого вымышленного будущего  с днём сегодняшним — разве позавчерашняя инаугурация нового президента США не напоминала военное положение  в столице этого государства?!

По оценкам некоторых СМИ в Вашингтон в день инаугурации Байдена было стянуто такое количество в армейских подразделений, которого не наблюдалось даже во времена Гражданской войны… Вот что сказал по этому поводу последний из могикан канала "Фокс Ньюз" Такер Карлсон (самый независимый пока ещё журналист на этом канале) - сам канал этот тоже является, своего рода, последним из могикан американского телевидения ,то есть, всё ещё более-менее независимым, а также последним в этом роде каналом американского ТВ, от былой независимости которого осталось, впрочем, едва ли процентов 25 :

Столица нашей страны находится в настоящее время под военной оккупацией. Общее количество войск, размещенных в столице в День инаугурации, является рекордным: в Вашингтоне размещено более 26 тысяч вооруженных федеральных военных. Никто из живущих ныне американцев никогда не видел ничего подобного.

Для сравнения: Линдон Джонсон направил в общей сложности 13 600 федеральных военных, а также Армейское подразделение Национальной гвардии округа Колумбия для подавления расовых беспорядков в Вашингтоне, которые начались после убийства Мартина Лютера Кинга. В ходе этих беспорядков ранения получили сотни людей, и по меньшей мере 13 человек были убиты. В 1864 году, когда на противоположной стороне реки Потомак бушевала гражданская война и американцы в большом количестве погибали каждый день, меньше федеральных солдат защищали Вашингтон, чем сегодня.

Однако, по словам наших лидеров, так называемое «восстание» (insurrection), организованное 6 января, было намного хуже всего, что было раньше. Поэтому в Вашингтоне сегодня находится больше военных, чем за всю историю Америки в мирное время. Это, и в самом деле, лучшие силы нации под ружьем, включая бойцов Национальной гвардии из всех штатов, в том числе из Пуэрто-Рико. Но возникает вопрос: зачем это сделано?

В течение десятилетий город Вашингтон, столица США, имел самый высокий показатель по количеству сотрудников правоохранительных органов в стране и один из самых высоких в мире. Как-то прежде никогда необходимости перебрасывать военных из Аляски для того, чтобы обеспечить безопасность в этом городе. Однако поддержание безопасности в столице вряд ли можно назвать целью предпринимаемых действий. Количество убийств в столице страны растет с ужасающей скоростью в течение последних шести месяцев. Мужчин, женщин и детей убивают из огнестрельного оружия прямо на улице, однако никого из ответственных лиц это, похоже, не заботит, и, возможно, они даже не замечают этого. Чтобы они нам ни говорили, 26 тысяч федеральных военных сосредоточены здесь не для того, чтобы обеспечить вашу безопасность.

Не подлежит сомнению, что вместо этого Демократическая партия использует эти войска для того, чтобы послать нам всем четкий сигнал: «Мы теперь у власти. Мы управляем государством — от Гонолулу до наших колоний в Карибском бассейне, а также на пространстве между ними, включая, конечно же, те места, где живете вы и члены ваших семей. Не задавайте нам вопросов. Мы контролируем Пентагон». И, действительно, они его контролируют.

Более подробно об этом  здесь .


Технический прогресс представлен в романе «316, пункт „В“» по разному : с одной стороны , в нём есть трансатмосферные самолёты-ракеты, которые преодолевают расстояние между США и Японией за 20 минут, также наблюдается чудовищное перепроизводство компьютеров, в виду чего маркетологам приходится изобретать особые трюки, чтобы куда-то их девать, с другой стороны, система мониторинга граждан , к примеру, находится на менее продвинутом уровне, чем сегодня - так, даже камеры слежения во многих домах не работают, но Лимонов объясняет это и многое другое условиями разрухи, которые сложно преодолеть за 8 лет после термоядерного инцидента, ну и, соответственно, тут не до высот в развитии технического прогресса в целом...

Да и в конце 90-х , когда писалось это произведение, многих возможностей мобильной связи и интернета , которыми мы сегодня располагаем, не было даже в проекте... Так, "бульдогам" Департмента Демографии - самого грозного и влиятельного министерства США, даже более влиятельного, чем министерство Безопасности - приходится физически гоняться за старичками, внешний вид которых даёт основание предполагать, что они находятся в бегах - дистанционно вычислить их местоположение они не в состоянии, а также определить, что объект погони - это , действительно, их клиент, они могут только путём сканирования специальной значка за воротом одежды беглецов, ношение которого обязательно, как и ношение в этом изменившимся государстве других опознавательных знаков, относящих его граждан к той или иной группе населения : к примеру, у раковых больных на видном месте всегда должен находиться значок, представляющий букву "с" ("cancer") , также они, похоже, достаточно обособлены от всего остального общества, поскольку передвигаются всегда целыми группами, и они - следующие кандидаты на досрочное изымание их из жизни , как и достигшие 65-тилетнего возраста... Не то ли (в смысле, принудительного или почти принудительного обособление от общества) мы наблюдаем сегодня в отношении наиболее уязвимых у коронавирусу больных, когда для них начинают уже строиться кое-где специальные лагеря, а дома престарелых уже фактически ими стали...?

Кстати, многое из того, что имеет в данном романе отношение к США, характерно и для Российского Союза, ведь эти два государства, можно сказать, слились в едином идеологическом экстазе. Что касается демографической политики, то Россия дарит своим пенсионерам дополнительные три года жизни , правда, собирается и в этом последовать примеру Америки, которая начинает уступать ей  в экономическом развитии, при этом Россия постоянно делает инвестиции в экономику США, отчего во многом воздействует на неё политически - она даже фактически определяет кто будет их очередным президентом:-) Российскому союзу отведено немало места примерно в последней трети «316, пункт „В“»...

Однако, остановлюсь уже , пожалуй, с перечислением наиболее характерных для этого произведения тем, хотя, при довольно немалом уже объёме написанного, я ещё недостаточно осветила даже основную его канву и отметила далеко не все интересные реалии , присущие возникшему в воображении Лимонова будущему, так что есть ещё простор чему удивляться и находить поразительную схожесть многих его моментов с многим из того, что мы наблюдаем сегодня. Ну а в сюжет этого криминально- приключенческого романа, то ли политического памфлета не стала посвящать вовсе, чтобы не отнять у тех, кто возжелает его прочитать, всю интригу и , даже , если кому-то показалась, что я, наоборот, слишком много о нём рассказала - это далеко не так : «316, пункт „В“» - поистине остросюжетное литературное произведение и повороты судьбы его главного героя , а также все порой невероятные переплетения событий, что в нём происходят, невозможно предугадать и это то произведение , которое я рекомендую к прочтению как любителям достаточно глубоких по смыслу вещей , так и тем, кто обожает приключенческое чтиво, включая и детективы.

Также должна отметить, что роман этот пронизан от начала до конца  особым лимоновским юмором, который никогда не являлся для него самоцелью, но его порой ироничные, а, чаще всего, саркастичные замечания заставляют иногда разразиться чуть ли не гомерическим хохотом, хотя, в некоторые абзацах текста или фразах, к которым они относятся , можно и не углядеть ничего забавного - нужно знать подоплёку сказанного... Лимонов никогда не занимался созданием острот специально, а также разной степени язвительности замечания рождались у него чисто мимоходом и абсолютно все его произведения прошиты очень специфическим, только ему присущим юмором.

Роман этот населён многими персонажами и некоторым из них изначально отведена такая роль, что, кроме желания присоединиться к авторскому глумлению над ними , они больше ничего не вызывают... Большинство из них Эдичка постарался сделать если не совсем отъявленными подонками, то, хотя бы в той степени, в какой позволяла их роль во всех происходящих в этом чудном произведении событиях.. Хотя, есть в нём и несколько довольно положительных героев, но все они достаточно или полностью второстепенного плана, что, в общем-то и логично - положительные люди обычно мало что определяют в этом мире.

Что касается самого главного его персонажа Ипполита Лукьянова, за которым проглядывает альтер- эго самого Лимонова (хотелось бы надеяться, что не во всём)) , то он является человеком, попавшим в крайне трудное положение и поступает сообразно обстоятельствам, не всегда в том стиле, которого ожидает от него читатель. Также, как и сам автор произведения, герой его обаятелен , прост и открыт в общении, чем располагает к себе самых различных людей, отчего те никогда не отказывают ему в помощи, правда, далеко не всегда бескорыстно. Характер Ипполита во многом проявляется и в его внутренних монологах, в которых угадывается стиль мышления придумавшего его писателя..

Вот таким представлено в данном романе будущее двух самых влиятельных в мире держав с ядерным потенциалом. Что касается всего остального мира , то по некоторым косвенным признакам можно определить, что тотальный режим в нём присущ пока ещё не всем странам , к примеру , общество Германии всё ещё является достаточно свободным и независимым и многое из того, что происходит в Америке, кажется жителям этой страны довольно диким. Каким-то ещё странам в «316, пункт „В“» не отведено хотя бы небольшого места, разве что Японии, которая располагает самой сильной в мире разведкой и часто первой узнаёт о событиях в других государствах , о которых ещё никто не знает никто, кроме их первых лиц. Хотя нет, периодически упоминается в этом романе о странах Африки и Латинской Америки , которые, естественно, погибают от засухи и голода , ну и , кто бы сомневался, что причиной тому ещё и чрезмерно высокая в них рождаемость и перенаселённость этих стран как результат.

Общее настроение жителей Америки и Российского союза представлено в данном произведении  подавленным, они ненавидят свои правительства , словесно порицая "на кухнях" и даже порой со случайными собеседниками их политику, от которой за версту несёт фальшью, однако, поделать с этим ничего не могут ( что-то очень знакомое, не так ли?)). Будем надеяться , всё же, что до совсем уж такого мрачного будущего у нас не дойдёт, однако, многие тенденции настоящего не радуют уже...

Что касается жуткого прогноза , касающегося регулирования численности населения и избавления общества от лишних едоков, чему рассмотренное здесь произведение обязано своим названием, то безусловно, всё это не будет происходить так откровенно-брутально, как это в нём представлено , однако, меня нисколько не удивит, если средняя продолжительность жизни людей в скором будущем как-то вдруг подозрительно подсократится - на то разрабатывается  множество технических средств - любого просто станет возможным выключить дистанционно и никто не будет заранее знать , когда именно это будет решено с ним проделать ... Наше   общество с каждым годом,  наоборот , хотя бы внешне придерживается идей всё большего гуманизма , ну а Лимонов, что с него было взять - он был большой любитель как нагонять на себя , так и  привносить в свои произведения некоторую брутальность... Также  , сдаётся мне, «316, пункт „В“» был создан под некоторым влиянием "Степного волка" Германа Гессе - любимого произведения Лимонова, в котором тоже проходит тема озабоченности сильных мира сего быстро растущим населением планеты, а , ведь, был ещё только 1927 год (год его публикации) и тема брутальности в связи с устранением данной проблемы тоже проходит в этом романе , правда, действия такого плана совершаются там  как бы не совсем в реальности...

Другие публикации на тему литературы и публицистики в данном журнале:

https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/165514.html ( О рассказе Владимира Сорокина "Настя")
https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/162074.html (Как Эдуард Лимонов сошёл не на той станции нью-йоркского метро и , вдобавок, пошёл не в ту сторону ( о сборнике "Американские каникулы")
https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/22622.html (Эдуард Лимонов как блоггер и публицист)
https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/23295.html ( Михаил Задорнов как блоггер)
https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/16813.html ( о стихотворении Евтушенко "Саможалость")
https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/32644.html (Зарубежная климатическая фантастика. Писатели-фантасты обеспокоены проблемой климатических беженцев)
https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/54076.html ( О тайных кодах Пушкина)

А также на тему политэкономии, политтехнологий, ВЕЛИКОЙ ПЕРЕЗАГРУЗКИ и установления тотального контроля над обществом в свете коронавирусной пандемии:

https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/151323.html (О координации действий Твиттера, Фесбука и Гугла по цензурированию контента их пользователей)
https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/102191.html (После завершения пандемии коронавируса мир может стать почти полностью социалистическим...)
https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/105472.html (Спектакль с коронавирусом, что разыгрыватся сегодня, был запланирован ещё в 2010-м...)
https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/106837.html (Видов толерантности и оснований фильтровать базар становится всё больше, а свобод всё меньше...)
https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/147710.html (Украденные выборы в США - невосполнимый урон демократии как понятию и доверию к выборной системе..)
https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/147256.html (В тему дня. Высказывания известных людей о несправедливости.)
https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/115961.html ("КАК ВСЕ". Песня всех времён и народов, новый гимн мира!)
https://m-skazitelnitsa.livejournal.com/116433.html (Маразм крепчает. Телевизионщики теряют работу из-за неловко сформулированных высказываний.)

Tags: Коронавирус, Лимонов «316 пункт „В“», Лимонов роман-антиутопия, Лытдыбр, Мои размышлизмы, Мои рецензии, Национализация производственных активов , Россия, Футорология, Эдуард Лимонов как блогер и публицист, пункт „В“», эдуард лимонов лучшие цитаты афоризмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal